В АО «ОКБМ Африкантов» начались испытания перегрузочного комплекса для реактора «РИТМ-200» атомных ледоколов
В АО «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» - «Атомэнергомаш») начался первый этап испытаний перегрузочного комплекса для реакторных установок «РИТМ-200».
Перегрузочный комплекс предназначен для выполнения технологических операций, обеспечивающих доступ к активной зоне, извлечение отработавших и загрузку новых тепловыделяющих сборок, монтаж оборудования реактора и герметизацию основного разъема в процессе эксплуатации реакторных установок «РИТМ-200». Комплекс перегрузочный состоит из устройств, выполняющих отдельные операции. Комплекс оснащен системой автоматизированного управления, разработанной и изготовленной специалистами филиала ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «НИИИС им. Ю.Е. Седакова».
Испытания проводятся на специально созданном в АО «ОКБМ Африкантов» стенде, являющемся полноразмерным имитатором реактора «РИТМ-200». Стенд создает условия для осуществления поочередной проверки работы каждого из устройств перегрузочного комплекса при выполнении соответствующих технологических операций. При испытаниях выполняется наладка оборудования и системы управления, производятся проверки собираемости и работоспособности. В связи с длительностью данных процессов испытания разделены на несколько этапов.
Испытываемое в настоящее время устройство отвинчивания-завинчивания гаек основного разъема предназначено для демонтажа и монтажа крышки реактора. В составе перегрузочного комплекса это устройство является одним из самых технически сложных. «Устройство состоит из поворотного стола и шести гидроключей, в каждом из которых создается давление около 20 МПа. При помощи электроприводных ключей при разборке реактора отвинчиваем гайки, при сборке - завинчиваем», - отметил заместитель начальника отдела конструирования комплексов и оборудования перезарядки транспортных ядерных энергетических установок и атомных станций АО «ОКБМ Африкантов» Сергей Данилов.
«Система управления является комплексом программно-технических средств, состоящим из двух пультов управления и девяти устройств связи с объектом, размещенных на конструкциях перегрузочного комплекса. Современная система управления позволяет минимизировать присутствие персонала при проведении потенциально опасных работ и сократить время проведения перегрузки», - пояснила ведущий специалист филиала ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «НИИИС им. Ю.Е. Седакова» Юлия Иванова.
В ходе испытаний планируется проверить выполнение всех технологических операций, которые предполагает процесс перегрузки топлива реакторной установки: подрыв и демонтаж нажимного фланца и крышки ПГБ, монтаж (демонтаж) БТУ, сцепление (расцепление) ТСУ с ПС СУЗ, выгрузка и загрузка ТВС, монтаж крышки ПГБ и нажимного фланца, отвинчивание и завинчивание гаек основного разъема ПГБ.
Для справки:
АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова» (АО «ОКБМ Африкантов», входит в состав дочерних компаний АО «Атомэнергомаш» - машиностроительного холдинга Госкорпорации «Росатом») - крупный научно-производственный центр атомного машиностроения, располагающий многопрофильным конструкторским коллективом, собственной исследовательской, экспериментальной и производственной базой. Научно-производственный потенциал предприятия позволяет выполнять весь комплекс работ по созданию различных типов реакторных установок и оборудования для них.
АО «Атомэнергомаш» – энергомашиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом», одна из ведущих энергомашиностроительных компаний России. АО «Атомэнергомаш» является поставщиком эффективных комплексных решений для атомной, тепловой энергетики, газовой и нефтехимической промышленности. Компания объединяет более 50 проектно-конструкторских, инжиниринговых, производственных и сервисных предприятий на территории России и за рубежом.
Филиал ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» «НИИИС им. Ю.Е. Седакова» – современный научно-производственный центр радиоэлектронного профиля в составе ЯОК Госкорпорации «Росатом». Образован в 1966 г., располагает высококвалифицированными специалистами и хорошо оснащенными научно-исследовательскими, конструкторскими, технологическими подразделениями, вычислительным и испытательным центрами, опытным производством. Институт - один из ведущих разработчиков нового поколения российских АСУ ТП.