Санпропускник Мобильный Автомобильный Специальный Транспортировщик РАО Санитарно-Туалетный Комплекс Модульные здания Спецтранспорт, Технички и Автодома Изменение типа ТС (Переоборудование) Сервис Прицепная техника

Система закупок Росатома требует новых подходов

Данная идея стала ключевой по итогам прошедшего 29-30 сентября семинара-конференции закупщиков атомной отрасли.  Более 350 представителей предприятий Росатома собрались вместе на одной площадке, чтобы обсудить перспективы развития  отраслевой системы закупок.

«Мы создали отличную систему управления процедурными процессами в рамках закупочной деятельности. Российские и международные эксперты оценивают ее как высокоэффективную и прозрачную. Нас ставят в пример другим госкорпорациям и госкомпаниям. С нами советуются госорганы, - констатировал директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас. -  Этого было достаточно вчера. Но сегодня у нас новые задачи. Новые амбиции.  Настало время внедрения качественно нового подхода к закупкам в атомной отрасли».

Росатом вышел на глобальный рынок. За последние несколько лет портфель зарубежных заказов колоссально вырос: с 22 млрд. долларов в 2010 году до 110 млрд. долларов  в 2015 году. Заказы до 2030 года уже составляют около 200 млрд .долларов. Среди стратегических целей Госкорпорации – дальнейшее наращивание присутствия  на мировом рынке атомной энергии.

В условиях роста объема заказов и в условиях необходимости сокращения сроков протекания процессов без эволюции системы закупок эффективно работать дальше будет просто невозможно, - согласились участники семинара.

По словам Игоря Седова, руководителя Управления МТО Госкорпорации «Роастом», проведенные исследования показали, что на предприятиях атомной отрасли сроки, так называемой, бумажной работы (написание исходных технических требований, технического задания, подготовка планов качества, прохождение внешнего и внутреннего согласования документов и пр.) нередко превышают сроки самого производства, что неоправданно затягивает сроки реализации всего проекта на месяцы и даже годы.

Необходимо максимально типизировать подходы к закупаемому оборудованию, технологиям, материалам – согласились участники  семинара.  «Мы же не дворцы строим, - отметил Роман Зимонас. – Наша задача не поражать каждый раз чьё-то воображение и получать оценку «Ах, какую красивую станцию построили». Мы производим типовой продукт – атомные электростанции. Но вместо того, чтобы строить по заранее типизированным документам, мы каждый раз «изобретаем велосипед». Это отнимает массу времени и денег».

«Нужно вернуться к тому, что уже было у нас в советское время.  К единой технологической политике, - добавил Сергей Чекулаев, директор департамента по МТО АО «ТВЭЛ».  – У нас сейчас на предприятии стоит 4 разных вида одного и того же станка. Соответственно, мы должны  иметь вместо одного  4 разных вида комплектующих. Это экономически нерационально».

Задачу по сокращению сроков протекания закупочных процессов, по мнению участников, в том числе поможет решить более слаженная работа всех участников материального обеспечения предприятий. Процесс МТО разорван в нескольких подразделениях:  одни делают техническое задание, другие готовят процедуру закупки, третьи следят за исполнением договора, четвертые принимают продукцию и эксплуатируют. Каждый заинтересован в том, чтобы скорее выполнить свою задачу и передать ответственность следующему, не задумываясь об эффективности всего процесса в целом. При выявлении ошибок на каком-либо этапе, все начинается заново.

По мнению Романа Зимонаса, такой подход сильно устарел. Необходимо интегрировать управление качеством в процесс  МТО.  А это значит, что МТО должно восприниматься всеми участниками именно как система.  Все должны работать на одну задачу совместно с самого начала.  Ошибки нужно не исправлять, а предотвращать.

Особое внимание участники семинара уделили  обсуждению вопросов  качества при выборе поставщиков.  На сегодняшний день, федеральное законодательство и отраслевое нормативное регулирование не предусматривает механизма отбора поставщиков по такому критерию как качество. И нередко получается, что по итогам проведения процедуры и исполнения договора заказчик получает то, что не соответствует его ожиданиям.  

Участники обсудили необходимость проведения предварительного аудита перед закупочной процедурой, чтобы ограничить участие неблагонадежных поставщиков. Аудит предлагается ввести только при закупках критически важной  продукции, которая влияет на безопасность, сроки реализации проекта, участвует в производственных процессах.  

«За рубежом это обычная практика, - рассказал Леонид Летчфорд, начальник управления по качеству Госкоропрации «Росатом». Там заказчик, прежде чем заключать договор, досконально проверяет поставщика. Едет к нему на производство для того, чтобы убедиться в том, что оно существует,  что соблюдается технология, смотрит все документы. Проверяет и тех, у кого поставщик закупает материалы и комплектующие.  А потом ведет поставщика в течение всего цикла изготовления, контролирую его ход на всех этапах».

«Например, сейчас предприятия Росатома, выступающие в качестве поставщиков  в рамках проекта Ханхикиви, проходят аудит, - дополнил  Борис Тетерин, директор по закупкам ОАО "ЦКБМ". -  Финская сторона, как заказчик, проверяет соответствие  потенциальных участников цепочки поставок требованиям Европейских органов по надзору в сфере атомной энергетики. Для европейцев считается стандартом предварительный отбор поставщиков. Это идет в разрез с нашим подходом к закупкам, когда мы декларируем "свободный" вход для поставщиков».

Участники семинара привели достаточно примеров некачественного исполнения договоров выбранными подрядчиками и поддержали предлагаемое решение.

«Если потребуется, мы выступим с инициативой и предложим изменения в  законодательство, которые позволят нам реализовать задуманное, - пообещал Роман Зимонас. – Мы постараемся донести до высшего руководства страны, что регулирование  закупок не должно быть универсальным. Подходы  при закупке канцелярии и высокотехнологичного оборудования, влияющего на безопасность людей, должны быть разными».

В конце мероприятия участники резюмировали основные задачи развития системы МТО атомной отрасли. Это: сокращение сроков протекания процессов, типизация, внедрение управления качеством на всех этапах, в том числе аудит изготовителей, улучшение оборачиваемости запасов  на 30% и их уменьшение.

«Необходимость решения всех этих задач назрела давно, - прокомментировал мероприятие  Дмитрий Тюкаев, директор департамента  МТО АО «Концерн Росэнергоатом». – И, как показало общение с коллегами в рамках семинара, проблемы у нас всех общие. Раз, коллективное понимание проблем  есть, нужно приступать к их решению. Конечно, на местах, возможно, будет сопротивление. Люди не любят перемен. Но перемены неизбежны, если мы хотим и дальше сохранять  мировое лидерство в отрасли».

Новости отрасли

Публичная отчетность Росатома получила премию «Визионеры. Управление изменениями»

Сборная Росатома принимает участие в VII Национальном чемпионате WorldSkills Hi-Tech