На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге прошла церемония спуска на воду самого большого в мире атомного ледокола
16 июня 2016 года «Балтийский завод-Судостроение» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) спустил на воду головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, строящийся по заказу Госкорпорации «Росатом».В церемонии спуска на воду приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко; полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном округе Владимир Булавин; губернатор Мурманской области Марина Ковтун; член Совета Федерации Федерального собрания РФ, президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников», президент Государственной полярной академии Артур Чилингаров; генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко; генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша; президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов; генеральный директор «Балтийский завод – Судостроение» Алексей Кадилов и другие.
В присутствии нескольких тысяч зрителей Валентина Матвиенко разбила о борт традиционную бутылку шампанского, отправив со стапеля самый большой и мощный атомный ледокол в мире. «Сегодня у атомной промышленности России - знаменательный день. Со стапеля Балтийского завода сошел самый мощный и большой в мире атомный ледокол «Арктика». Для многих полярников освоение Арктики является смыслом жизни. Арктика один из самых суровых регионов нашей планеты и поэтому без такой техники как нынешний атомный ледокол сегодня обойтись просто невозможно. Суровому региону – суровая техника. Уверена, что ледокол «Арктика» даст новый импульс освоения арктических широт. Очень рада, что молодые судостроители приходят в отрасль и продолжают все то, что было накоплено другими поколениями корабелов. Спасибо судостроителям этого творения. Смотришь на него, и такая гордость переполняет за страну и людей, которые это строят. Спасибо, что сохранили петербуржскую школу судостроения. Результатом такого труда гордится вся страна! Семь футов под килем тебе, великая «Арктика», - сказала она в своем приветственном слове.
Сергей Кириенко в своем приветственном слове отметил: «Сегодняшнее мероприятие – это во всех смыслах огромная победа! Проделана большая работа, и сегодня аналогов такому ледоколу, как «Арктика», нет в мире. Спасибо коллективу Балтийского завода, все сделано согласно графику, и к концу 2017 года «Арктика» вступит в строй. Этот ледокол по своим характеристикам самый современный, в нем реализованы все технические возможности, которые никогда ранее не использовались на других судах. Ледокол «Арктика» - это по-настоящему новые возможности для нашей страны!»
Алексей Рахманов поблагодарил Росатом за доверие, оказанное Балтийскому заводу, и подчеркнул, что в спускаемом сегодня корпусе ледокола все было впервые: технологии, оборудование, система электродвижения и реализованы все самые современные возможности: «Никому ранее в мире не удавалось реализовать все технические решения, которые существуют на сегодня, в одном проекте, - сказал он, приветствуя гостей и корабелов. - Головной атомный ледокол «Арктика» стал именно таким проектом. Было проделано много трудоемкой работы по выходу предприятия из банкротства, и теперь предприятие живет и работает. Дай бог всем сил трудиться на благо родной страны!»
Алексей Кадилов поздравил всех балтийцев с праздником, которым, несомненно, является, спуск судна на воду: «Поздравляю всех балтийцев со спуском этого ледокола! Теперь перед нами стоит не менее важная задача – построить два серийных атомных ледокола этого проекта. Спасибо всем, кто принимал участие в строительстве этого замечательного корабля. Мы не подведем заказчика!» После команды главного строителя головного атомохода Вадима Голованова приступить к спуску на воду был разрезан задержник, сдерживающий более чем 14 тыс. тонн веса корпуса судна, «Арктика» плавно спустилась в воды Невы. Впереди у корабелов «Балтийского завода-Судостроение» - достройка головного атомохода на воде, контрактный срок сдачи заказа – декабрь 2017 года.
«Первый серийный ледокол уже стоит на стапеле, а в сентябре этого года запланирована закладка второго серийного ледокола, - сказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша. - Перед нами стоит задача: ввести в эксплуатацию головной атомный ледокол «Арктика» в конце декабря 2017 года. Это срок, прописанный в условиях контракта. Мы надеемся, что наши контрагенты выступят надежными партнерами и выполнят свои обязательства».
С вводом в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта 22220 главной задачей ФГУП «Атомфлот» станет обеспечение круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Справочно:
Головной атомный ледокол проекта 22220 строится на класс Российского морского регистра судоходства (РС) на «Балтийском заводе-Судостроение» по заказу Госкорпорации «Росатом» (закладка судна состоялась 5 ноября 2013 года) и станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире. Ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек (в частности, на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы). Ледокол также может использоваться для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом, составит 2,8 метра.
Атомоход назван в честь легендарного ледокола «Арктика», ставшего первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном положении.
Основные характеристики судна:
Мощность – 60 МВт (на валах);
Скорость хода – 22 узла (по чистой воде);
Длина – 173,3 м (160 м по КВЛ);
Ширина – 34 м (33 м по КВЛ);
Высота – 15,2 м;
Осадка – 10,5 м/8,65 м;
Максимальная ледопроходимость – 2,8 м;
Полное водоизмещение – 33 540 т;
Назначенный срок службы - 40 лет;
Численность экипажа – 53 чел.
Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Ледокол будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна. РИТМ-200 – инновационная, не имеющая зарубежных аналогов и полностью отечественная разработка одного из старейших конструкторских бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород, входит в состав АО «Атомэнергомаш»). Она была спроектирована на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок (РУ) атомных ледоколов, с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики. Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый - больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах – 140-150 мегаватт). В то же время «РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).
Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполняются в Подмосковье, на заводе «ЗиО-Подольск». Изготовление реакторной установки шло 2,5 года. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. Во время изготовления реактора были использованы уникальные технические решения и новые инструменты, ранее не применявшиеся в России и за рубежом. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др.
Первый из двух реакторов силовой установки машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» отгрузило на «Балтийский завод» 26 мая 2016 года. В настоящее время оборудование уже находится на площадке завода. В настоящее время на производственной площадке «ЗиО-Подольск» готовится к отгрузке второй реактор для силовой установку. До конца июня он будет доставлен в Санкт-Петербург после чего обе реакторные установки будут смонтированы и займут свое законное место на судне.