Атомный ледокол «Арктика» взял курс на Мурманск
22 сентября головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 вышел от достроечной набережной АО «Балтийский завод» Санкт-Петербурга в направлении порта приписки - Мурманска.
«Росатомфлот ожидает прибытия головного универсального атомного ледокола, - говорит генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. – Планируется, что переход из Петербурга в Мурманск займет около двух недель. За это время будет осуществлена проверка работы атомного ледокола в ледовых условиях».
В процессе перехода «Арктика» зайдет в лед, пройдя севернее Земли Франца Иосифа, (83 градуса северной широты). Это позволит настроить систему электродвижения атомохода в ледовых условиях».
«Создание современного атомного ледокольного флота России, способного обеспечить регулярное круглогодичное и безопасное судоходство по всей акватории Северного морского пути – стратегическая задача нашей страны, - отметил заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша. - Огромное спасибо судостроителям и всем, кто принимал участие в реализации этого проекта за вашу работу. Уверен, что следующие ледоколы проекта 22220 будут построены и обеспечат выполнение всех задач для России в Северном Ледовитом океане».
Отправке в порт приписки предшествовали ходовые испытания атомохода, 16 сентября завершился их заключительный этап. В Финском заливе и Балтийском море проведена проверка работы механизмов и оборудования атомохода, протестированы электроэнергетическая система в ходовых условиях и маневренные характеристики судна при различных вариантах осадки.
Для справки:
Головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 строится АО «Балтийский завод» по заказу Госкорпорации «Росатом» (закладка судна состоялась 5 ноября 2013 года, спуск судна на воду – 16 июня 2016 года). Он станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире. Ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов в том числе крупнотоннажных, лидирования караванов в Западном районе Арктики. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы).
Основные характеристики судна: длина - 173,3 метра (160 метров по КВЛ); ширина - 34 метра (33 метра по КВЛ); высота - 15,2 метра. Мощность - 60 МВт (на валах); скорость хода - 22 узла (по чистой воде), осадка - 10,5 метра. Максимальная ледопроходимость - 2,9 метра; водоизмещение - 33 540 тонн; расчетный срок службы - 40 лет. Численность экипажа - 53 человека.
Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторов нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт. Это инновационная, не имеющая зарубежных аналогов разработка одного из старейших конструкторских бюро атомной отрасли - «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород, входит в состав АО «Атомэнергомаш»). Она была спроектирована на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики. Это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. «РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно - экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).
Атомоход был назван в честь легендарного ледокола «Арктика», ставшего первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном положении.